Батькам

Особенности учебной деятельности учеников 5 классов

Цель:ознакомить родителей с возрастными, адаптационными, учебными трудностями детей в 5 классе. Найти способы взаимодействия учитель – родитель - ученик.


В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителям предметникам необходимо за короткое время узнать детей, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся. Классному руководителю за короткий период узнать детей, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера.
1.           Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
2.           Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность (волнения, тревоги, обиды, раздражения).
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога и понимания родителями. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности.
5.  Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.
6. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка (10–12 лет)

5–6-й классы, то есть 10–12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, – вот пространство и время взаимодействия родителей и педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой – с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка "изнутри", а другой "извне".
Важно кратко охарактеризовать существенные психологические особенности учащихся 5–6-х классов. В связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.
Говоря о психологических особенностях школьника 10–12 лет, необходимо кратко остановиться на возрастных особенностях.
1. "Чувство взрослости", не подкрепленное еще реальной ответственностью, – вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Чувство взрослости появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.
2. Для подростка характерна склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель и родитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьника и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
3. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме в экспериментах со своей внешностью.
Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5–6-х классах являются: снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя и родителей; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования в основную не стал предметом осмысления родителями и целенаправленной деятельности педагогического коллектива.
Именно все названные  сложности организационного и учебного характера, возрастных особенностей привели к необходимости совместной работы с родителями, с учителем начальных классов.
 Цель работы по взаимодействию педагогов и родителейсостоит в создании оптимальных условий для адаптации детей.
В адаптации пятиклассника может помочь и школьныйпихолог.
Взаимодействие учителей и родителей помогает пятиклассникам легче пройти период адаптации, снимет тревожность, поможет сохранить познавательные мотивы учебной деятельности, а учителю эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс.



Презентація до батьківських зборів








               
Преемственность поколений
Цель: ознакомить родителей с понятием "преемственность поколений",
"семейные традиции". Найти способы взаимодействия в семье.

В настоящее время довольно много говорится о необходимости укрепления семьи и преемственности поколений. И это не случайно, ведь семейные традиции - это не просто свод правил, обязательный для исполнения, это элемент воспитания, культуры и в конечном итоге - определенная база, позволяющая чувствовать связь с прошлым и уверенность в будущем.
Догма или необходимость?
Что такое семейные традиции? Довольно часто можно услышать ответ - это бизнес, управление которым переходит от отца к сыну, это получение высшего образования в определенном учебном заведении или обращение из поколения в поколение в одну и ту же юридическую контору. Однако есть традиции, которые не требуют финансовых затрат, но при этом именно они являются основой семейного воспитания.
Наверняка большинство взрослых, вполне успешных и состоявшихся в жизни людей с необыкновенным теплом и трепетом хранят воспоминания детства - семейные праздники, которые не изобиловали деликатесами, но при этом всегда проходили шумно и весело; новогоднее утро, когда в доме пахнет пирогами, а под елкой спрятан незамысловатый, но такой долгожданный подарок от Деда Мороза; воскресные прогулки с мамой и папой в парке аттракционов.
На первый взгляд кажется, что это мелочи, но именно они дарят всем членам семьи ощущение целостности, единства, взаимопонимания и поддержки. В такие моменты семья кажется особенно крепкой, разговоры - доверительными, а отношения - теплыми и надежными.
Очень велика роль семейных традиций и в воспитании ребенка. Они обеспечивают малышу, который ежедневно сталкивается с непонятным и далеко не всегда приветливым окружающим миром, стабильность уклада жизни, уверенность в том, что близкие люди рядом. Традиции помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, они учат ребенка воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.
Традиции можно придумать
Семейные традиции обычно складываются спонтанно, неосознанно. Так, любовь и уважение к главе семейства может быть продемонстрирована ежедневным совместным ужином, когда все члены семьи садятся за стол только при его возвращении с работы. А желание обсудить события, произошедшие за неделю, построить совместные планы становится традицией семейных воскресных обедов.
Тем не менее, традиции можно придумать - и тем самым сделать семью еще крепче, а дом уютнее. Например, разговор мамы с малышом перед сном, ежедневное чтение увлекательной книги вслух, по субботам - лыжные походы зимой или пикники летом, совместное приготовление оригинальных и непростых блюд по воскресеньям, развешивание кормушек для птиц - все эти мелочи вполне могут стать традиционными.

Однако очень важно соблюдать меру в изобретении семейных традиций. Следование им должно приносить радость, быть приятной, ожидаемой и волнительной необходимостью, а не наказанием в ущерб интересам членов семьи. Ведь, по большому счету, семейные традиции - это не просто привычная последовательность действий в определенной ситуации, это - отношения в семье, которые придумать и изобразить искусственно невозможно.

















Шкідливі звичкі

























Комментариев нет:

Отправить комментарий